Список форумов Миропознание Миропознание
Познай Себя и ты познаешь этот Мир

  [FAQ]  [Поиск]   [Пользователи]  [Группы]   [Регистрация]
[Профиль]  [Войти и проверить личные сообщения]  [Вход]
 Социология:Бергман П., Лукман Т Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
shelandr



Зарегистрирован: 22.10.2009
Сообщения: 266

СообщениеДобавлено: Вс Июн 27, 2010 7:23 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Социальное конструирование реальности. 1965
Трактат по социологии знания.

Эта книга была задумана как систематический тео ретический трактат по социологии знания. Поэтому в наши цели не входили ни исторический обзор данной дисциплины, ни толкование учений различных авторов на том или ином этапе развития социологической тео рии, ни показ того, что могло бы возникнуть в резуль тате синтеза этих различных учений. В наши цели не входила и полемика. Критические замечания по тем или иным теоретическим вопросам были даны (не в тексте, а в примечаниях) только там, где это способ ствует более глубокому пониманию нашей собствен ной аргументации.

Сущность нашей аргументации изложена во втором и третьем разделах книга ("Общество как объективная реальность" и "Общество как субъективная реаль ность"). Во втором разделе излагается наше понимание проблем социологии знания. В третьем разделе показа но, как применяется это понимание к уровню субъек тивного сознания, выступающее тем самым в роли тео ретического моста, соединяющего социологию знания с проблемами социальной психологии. Первый раздел представляет собой то, что лучше всего можно назвать философскими пролегоменами к нашей аргументации в контексте феноменологического анализа реальности повседневной жизни ("Основы знания повседневной жизни"). Читатель, которого интересует лишь социо логическая аргументация, может пропустить эту главу, но он должен иметь в виду, что некоторые ключевые понятия, использующиеся впоследствии, определяются именно здесь. Хотя наша цель не имеет исторического характера, мы должны объяснить, почему и чем наша концепция социологии знания отличается от тех концепций, которые обычно подразумеваются под этим названием. Это мы делаем во введении. И в конце мы даем некоторые заключительные примечания для то го, чтобы показать, что мы воздаем должное как соци ологической теории вообще, так и определенным обла стям эмпирических исследований, к которым мы обра щаемся в процессе нашей работы.

Логика нашей аргументации неизбежно приводит к определенным повторам. Так, некоторые проблемы, рассматривающиеся в первом разделе в рамках фено менологических скобок, во втором разделе анализиру ются уже вне этих скобок с целью показать их эмпири ческий генезис, а в третьем разделе они вновь становят ся предметом нашего исследования, но уже на уровне субъективного сознания. Насколько возможно, мы ста рались сделать эту книгу читабельной, не нарушая ее внутренней логики. И мы надеемся, что читатель пой мет причины этих повторов, которые были неизбежны.
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000891/st000.shtml

Социология знания представляет собой одну из самых "философичных" социологических дисциплин, посколь ку ее предметом является возникновение и функциони рование различных форм мышления и знания в том или ином социально-культурном контексте. К этим формам относятся религиозные и философские учения, научные теории, политические идеологии, художественные про изведения и стили искусства и т.д. Установление такого рода зависимостей совсем не обязательно означает све дение сложных духовных образований к экономическим мотивам, воле к власти или инстинктивным влечениям. Сам термин "социология знания" был введен М.Шелром, который был принципиальным противником тако го рода редукционизма. Затем, во многом благодаря тру дам К.Мангейма, это неправление приживается в англо язычной социологии. В настоящее время социология знания исследует проблемы детерминации, форм переда чи и хранения знания, социальной обусловленности ти пов мышления в различные периоды истории, типологии производителей знания, институциональных форм ду ховного творчества и т.д. Тем самым она является как бы ядром целого ряда других социологических дисциплин: социологии науки, религии, искусства, имеющих, однако, свои особенности.

Феноменологическая социология знания, сторонни ками которой являются авторы книги "Социальное кон струирование реальности", ориентирована не столько на изучение специализированных форм знания, вроде на уки, а на "повседневное знание", реальность "жизненно го мира", предшествующую всем теоретическим систе мам. При обилии идейных источников, которые рассматриваются в начале книги, главным, безусловно, являет ся феноменология Э. Гуссерля, переработанная А.Шюцем в феноменологическую социологию. Но детальная разработка основных категорий и тем социологии зна ния в феноменологической перспективе принадлежит именно П.Бергеру и Т. Лукману. После выхода работы "Социальное конструирование реальности" это направ ление получает широкую известность и вес в американ ской и немецкой социологии.

Можно сказать, что данное произведение представля ет собой достаточно органичное соединение традиций американской социологии и социальной психологии (прежде всего "символического интеракционизма") с не мецкой философией и социологией. Помимо феномено логии Гуссерля, очевидным является влияние на авторов философской антропологии (один из ее основоположни ков, Г.Плесснер, даже написал предисловие к немецкому изданию книги). Такому синтезу способствует "двуязы чие" авторов: П.Бергер в молодости эмигрировал в США из Австрии, ТЛукман (профессор социологии в Констанце, ФРГ) долгие годы учился и работал в Аме рике, а основные его труды выходили сначала по-анг лийски, а потом, в авторской редакции, по-немецки.

_________________
Найди всему начало..
http://shelandr.ru/shel/
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
shelandr



Зарегистрирован: 22.10.2009
Сообщения: 266

СообщениеДобавлено: Вс Июн 27, 2010 7:32 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Вопросы к теме:
"Социология личности"
1. Личность детерминирована:
а) биологически;
б) социально;
в) психически.
2. Достигаемый социальный статус приобретается:
а) в результате свободного выбора, личных усилий;
б) сложившихся социальных условий;
в) имеющихся социальных связей.
3. Понятия "статусный набор", "ролевой набор" введены в науку:
а) Ч.Кули;
б) Р.Мертоном;
в) Дж.Мидом.
4. К агентам вторичной социализации можно отнести:
а) близких родственников;
б) сверстников;
в) должностных лиц вуза, предприятия.
5. Десоциализация – это:
а) переосмысление ценностных ориентаций;
б) утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей;
в) переобучение, возврат к нормальному образу жизни.
6. Автор концепции "Зеркального Я":
а) З.Фрейд;
б) Ч.Кули;
в) Р.Мертон.
7. К ролевым конфликтам можно отнести:
а) конфликт между профессиональной и семейной ролью;
б) конфликт между начальником и подчиненным;
в) конфликт интересов.
8. Конформизм характеризуется:
а) приверженностью личности к организованности и дисциплине;
б) стремлением к удобству, жизненному комфорту;
в) отсутствием собственной позиции, беспрекословным подчинением определенным образцам, авторитетам.
9. Низкая статусная самооценка обычно связана с:
а) конформизмом, слабой сопротивляемостью внешнему влиянию;
б) скромностью как проявлением индивидуальности;
в) неуверенностью в отношении позитивности оценок себя окружающими.
http://philosophy.develweb.ru/forum/viewtopic.php?t=75

_________________
Найди всему начало..
http://shelandr.ru/shel/
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
shelandr



Зарегистрирован: 22.10.2009
Сообщения: 266

СообщениеДобавлено: Вс Июн 27, 2010 7:34 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Социология
Вопросы к экзамену по социологии
1. Предмет, объект, задачи, функции социологии
2. Становление социологии как науки
3. Социологические исследования. Этапы, методы исследования
4. Культура. Компоненты, формы и разновидности культуры
5. Нормы, ценности. Символы, язык. Единство и разнообразие культур
6. Личность. Характеристики личности.
7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Основы социализации. Значение социализации.
8. Социальная коммуникация.
9. Социальный статус и социальная роль. Процессы достижения статуса.
10. Социализация в течение жизненного цикла. Жизненный цикл в разных культурах. Ресоциализация
11. Социальные группы. Институты. Общества
12. Социальная стратификация. Модели и системы социальной стратификации
13. Социальная мобильность. Её виды и типы
14. Социальное развитие и социальный прогресс
15. Социальный конфликт. Классификация конфликтов.
16. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. Природа девиации.
17. Социальные характеристики девиации. Социальный контроль.
18. Преступление и система правосудия.
19. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО
20. Меньшинства; основные характеристики
21. СЕМЬЯ. Структура семьи. Роль и функции семьи.
22. Типы семьи. Формы брака.
23. РЕЛИГИЯ. Типы религиозных верований и практик.
24. Функции и дисфункции религии.
25. ОБРАЗОВАНИЕ. Обучение и образование. Образование в современной России.
26. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. Система здравоохранения. Здоровье населения России.
27. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ. Экологическая среда. Экосистема.
28. Демографическая политика. Эффекты перенаселения. Народонаселение. Рост населения в мире.
29. Городская среда. Модели роста городов. Демографические процессы в России. Структура населения.
30. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. Источники социальных изменений.
31. Социальные факторы изменений. Модернизация и индустриализация.
32. Трансформация обществ. Социальные изменения в России.
33. Мировая система и процессы глобализации
34. Коллективное поведение. Разнообразие моделей коллективного поведения. Объяснения поведения толпы
35. Социальные движения. Терроризм
36. Социальные проблемы
37. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. Изменения в мире. Многополярный мир. Место России в мировом сообществе
38. Глобальные проблемы современности и пути их решения
http://philosophy.develweb.ru/content/50.html

_________________
Найди всему начало..
http://shelandr.ru/shel/
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
shelandr



Зарегистрирован: 22.10.2009
Сообщения: 266

СообщениеДобавлено: Вс Июн 27, 2010 7:38 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Факультет социологии
http://ru.wikiversity.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%82_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

_________________
Найди всему начало..
http://shelandr.ru/shel/
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 3
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS